Имя на стене.
Российская молодежь давно послана государством на три буквы. Вот они: ЦОЙ
Эта трехбуквенная комбинация
единственно конкурентна по отношению к другой, также трехбуквенной и тоже
повсеместно начертанной. Короче, в вопросе: "Кто сегодня самый известный
рок-исполнитель и рок-автор?" - никакой загадки нет. Тем более что любой
поклонник Цоя знает биографию своего идола: кореец, был пэтэушником, работал
истопником в котельной, вышел на орбиту большого шоу-бизнеса, погиб в
автокатастрофе. Житие стремительное и плакатное, видеоклиповое, одномерное, как
миф или донос.
Кого любят, тому не вторят
Загадка Цоя начинается с того, что по дворам и по своим тусовкам цоевские фаны
(а их тьмы и тьмы, и среди них хватает поющих гитаристов) его песен практически
не поют. Явление в массовой культуре редчайшее и на первый взгляд странное.
Занятная страна Россия. Здесь любят того, кому не вторят.
Цой сочинял песни только про себя. Практически он вел песенный дневник. Но то,
что у него получалось, было про всех юных. Подростки не поют этих песен сами,
чувствуя, что за них и посейчас должен говорить об их жизни Цой.
Почему? В ответе на этот вопрос - разгадка всероссийского феномена Виктора Цоя.
Голоса у него не было. На гитаре играл средне, в пределах дворовой
семи-восьмиаккордовой школы. На сцене был статичен, пластически скуп, если не
сказать - беден. Актерски - нулевой. Но Цой всего себя, ничего в себе не меняя и
ничего не прибавляя себе, превратил в искусство. В его песнях не так много рока.
Роком был он сам.
Цой играл и пел не лучше, чем Окуджава. И хуже, чем Кузьмин, намного хуже. Но
Кузьмин и десятки таких же остались в титрах и на афишах. Цой стал именем на
уличной стене. В России на уличных стенах пишут самое важное. "Коля" + "Оля"
(вечная истина). "Эта сторона улицы наиболее безопасна при артобстреле"
(ленинградский мотив). "Забил заряд я тушку Пуго" (московский сюжет августа 1991
года). "Все козлы" (всероссийский стон).
Цой вырос в простенках быстро состарившихся и обедневших питерских улиц,
исписанных истинами, голой и краткой правдой жизни. Стены - его азбука, его
прописи, его сборник диктантов, его учебник тематики и стилистики. Потом будут
удивляться его телеграфному стиху, где мало слов, но много смысла, и все
предельно ясно. Это поэтика и метод настенного городского фольклора. ("Ночь")
Ночь, день. Спать лень.
Есть дым. Черт с ним.
Сна нет. Есть сон лет.
Кино кончилось давно.
Город говорил за Цоя так, как Цой
потом стал за него петь:
Цой, его метод (общий имидж, мрачноватые миманс и
интонация, словарь и фразеологическая скупая графика, замешенные на сленге
подворотен, манера пения и поведения при сем) есть не что иное, как воплощенная
в эффективнейшем синкретическом жанре социальная оборона подростков конца 70-х -
начала 80-х годов против социокультурных форм Большого Совка. Это ответ на
пышную, бодряческую и слащавую совковую эстетику от лица и духа молодежной
субкультуры Санкт-Питер-Ленинграда. О, этот магический город, породивший свой
рок!..
О городе-отце стоить сказать допреж разговора о теме песен его сына. Трагедия
города-отца угадывается во всем корпусе шедевров ленинградской рок-школы, и
горькая нота ее легко прослушивается в песнях Цоя, одного из питерских
подранков. Сила боли, энергия боли у Цоя явно не микрорайоновского масштаба,
оттого и эффект всероссийский.
Но вот что важно - в песнях Цоя катастрофа родного города (как и родной страны)
отсутствует как тема в прямом изложении. Вообще любая тема не фигурирует в
цоевском репертуаре в адекватном ей (по совковым меркам) воплощении, каковых
может быть только два - либо в масштабе один к одному, прямым текстом, то есть,
пафосно, либо методом от обратного. То есть стебно.
Пафос претил Цою в силу его социальной прописки и личного морального закона.
Пафосность царила на официальной эстраде не только в лице "передовиков советской
песни", но и в виде рок-зубатовщины, гособманки для молодежи - разнообразных
кормушечных ВИА типа "Пламя" ("Знамя", "Вымя", "Семя", а в андерграунде,
ненадолго, правда, "Машина времени"), бывших чем-то вроде земляничного мыла,
которое, как известно, не земляника и не мыло, а нечто мерзкое, приторнопахучее
и слабо действующее, даром что дешевое. Как и вообще все официальное советское
искусство, обслуживавшее подшефный народ по принципу общепита: "На всех побольше
разбавить, каждому поменьше положить".
Цой родился, вырос и осознал себя в империи хорошистов. Она не любила
двоечников, аутсайдеров, изгоев за то, что у них "все не как у людей". За то же
самое она ненавидела отличников, гениев, чистоплюев, ибо они умели делать и
мыслить очень хорошо, а "очень хорошо - тоже не хорошо". Пройдошные тихони,
мальчики и девочки, живущие и действующие по принципу убогих "обойдемся", стали
правящей элитой в силу своей слабости. Сколотили свои творческие союзы, КСП и
литобъединения, окопались в партии, комсомоле, в газетах-"молодежках", в
молодежных редакциях радио и ТВ. И как малорослый и нездоровый Сталин
предпочитал, чтобы в кино его играли импозантные гиганты-здоровяки, так и это
всевластное мышиное племя молодых функционеров заказывало музыку себе и о себе
такую, что тужилась "взорлить" в заоблачные выси, пронизанные фанфарными
звуколучами. В эту игру власти Цой играть не желал.
Не присоединился он и к игре с обратным знаком - к забаве подвластных, к стебу,
не опустился до антипафоса - до пафоса осмеяния, не примкнул к хоровому лукавому
еру. Некоторое время стебари ходили в андерграунде, но вскоре были скуплены
властью оптом и мелким оптом.
Вот это и чувствовал Цой: стеб - интеллектуальная мастурбация, на языке улицы -
суходрочка, или обрызгивание мочой с трусливой оглядкой, на манер злорадных
школьников на университетском кладбище. Цой предпочитал оплодотворять. Стремился
высказываться душевно, свободно и легко, не заумничать, не драпироваться.
Другими словами, Цой понимал свое творчество как исповедь, а не как
украшательский макияж и тем более не как аттракцион. Песенный дневник Цоя
намертво был привязан к потоку жизни. Намертво - ибо прервался с гибелью автора.
Цой начинал в рок-творчестве с частной собственности на себя, с того, что стал
программно-конкретной личностью, частным лицом в роли героя своих песен. Только
однажды он надыбал нечто похожее на стеб - когда под пивко вместе с первым своим
гитаристом Лехой Рыбиным попытался сочинить пародию на всеобщее стебалово.
Наскоро слепили они знаменитые "Алюминиевые огурцы", наглую и насмешливую
стилизацию, которую потом урла с бананом в ухе приняла за самоцель, за серьез и
сделала, к удивлению авторов, шлягером. Но это - казус, еще одно грустно-смешное
подтверждение непреложного: "Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется".
И этот казус так насторожил Цоя, что больше ни разу он не позволял себе со
словом фамильярно поиграться.
"Я - свой сын..."
Он вообще не был игрецом, плейбоем. Не "намыливал" свой микро-Ливерпуль в
Ленинграде, не рядился в западные шмотки и не тиражировал престижных конструкций
англо-рока, не пересыпал речи своей англофеней, столь модной тогда и сейчас в
среде рокеров.
Прикиду любого пошива и пошиба он предпочитал себя каким был. А был русским по
культуре, питерским по воспитанию, уличным по внутреннему личному уставу. Этим
нежеланием Цоя себя интернационализировать, романтизировать, лакировать и
обусловлены границы его аудитории. Герой Цоя улицам предпочитал проходные дворы,
этим последним - подъезды, подъездам - подвал котельной, дальше - глубже:
гибельный реактор внутри грудной клетки.
Путь к самому себе, а потом и в себя у Цоя вышел кратким, ибо был быстро и ясно
осознан, жестко обусловлен уже в первых песнях, уже на первых шагах юного
существа по жизни: "Я попал в какой-то не такой круг...", "Я лишний, словно куча
лома", "Все говорят, что надо кем-то мне становиться, А я хотел бы остаться
собой", "В толпе я, как иголка в сене, Я снова человек без цели".
А все попытки окружающего мира заставить подростка жить и действовать по
установленным в обществе законам воспринимаются Цоем как насилие: "Электричка
везет меня туда, куда я не хочу!" Недаром же песня с этой строкой стала любимой
у допризывников, свезенных эшелонами к вратам ада под названием "Армия".
И, как итог, причем очень ранний (где-то лет в семнадцать!), как апофеоз
навязанного эгоцентризма, знак ухода, вернее - загнанности в себя и сворачивания
внутрь души всех человеческих связей с действительностью внешней:
"Я - свой сын, свой отец, свой друг, свой враг.."
Могла ли самая унижаемая, самая беззащитная категория населения - молодежь - не
признать за человеком - да еще ровесником! - сформулировавшим не только основные
ее проблемы, но даже их решение ("Я - свой..."), право на моральное лидерство?..
Снятые студентами-кинематографистами как курсовые и дипломные работы фильмы о
Цое добавили к известному мифу о нем, сложенному по его песням, действенный
видеоряд: побросав громадной совковой (в прямом смысле) лопатой уголь в
разверстые огнедышащие пасти котлов, Цой, подсвеченный языками пламени со спины,
что создавало вокруг его головы трепетный ореол, садился с гитарой в центр
кружка поклонников и, как мессия среди апостолов, глаголил - перебирая струны,
утверждая свою, а значит, и их самоценность, жизнеспособность и надежду на
выживание без чьей-либо помощи, кроме как со стороны его любимых стихий - ночи и
дождя: дождь для нас, с нами ночь...
Приходилось слышать, как с кривой усмешкой "мочат" Цоя снобы, любители "музыки
сфер" и поклонники рифмы "вечность - бесконечность" за приземленность, бедность
воображения, гипердетализацию кухонных тусовок пивного междусобойчика. Хотелось
бы этим апологетам воспарения напомнить горькую пословицу: "Не до жиру, быть бы
живу".
Чернобыль (его радиоактивный выброс равен суммарному от взрыва 217 атомных бомб
хиросимской мощности, и гасила тот проклятый блок АЭС молодежь) и Афган с его
поточным заполнением цинковой тары - их, по-моему, достаточно, чтобы ценить
каждую малость бытия и мелочь быта и воспевать их, как Цой, - скрупулезно и
нежно. Вот откуда заземленность цоевской поэтики, апофеоз примитивизма, но -
сквозь них - и слепяще контрастные апокалиптические поэзо-слайды: ("Следи за
собой")
Сегодня кому-то говорят: "До свидания!"
Завтра скажут: "Прощай навсегда!"...
Завтра кто-то, вернувшись домой,
Застанет в руинах свои города...
Завтра утром кто-то в постели
Поймет, что он болен неизлечимо...
Кто-то в лесу наткнется на мину...
Следи за собой, будь осторожен!
Или:
Покажи мне того, кто выжил один из полка...
Или: ("Легенда")
Как дрожала рука у того, кто остался жив,
И внезапно в вечность вдруг превратился миг.
И горел погребальным огнем закат,
И волками смотрели звезды из облаков,
Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь,
И как спали вповалку живые, не видя снов.
Неясно, каким по счету чувством угадала молодежь, кто ей
чужой и почему. Никто ей не сообщал по каналам СМИ, что Высоцкий в анкете на
вопрос: "Кто ваш любимый политический деятель?" - ответил: "Ленин". Никто не
информировал ее, что Валерий Леонтьев стартовал в эстрадный бомонд с выигрыша на
конкурсе патриотической (по партийным тогдашним понятиям) песни. И незачем было
напоминать молодежи, что Пугачева начинала на официальных подмостках с того, что
"косила" под "народ", приглашая по-матрешечьи "посидеть поокать". И в этот
"шоу-бизнес" шагнул в один прекрасный день Витя Цой.
Неисповедимы дела твои, Господи!..
Знал ли Цой, куда повернул? Знал. Я говорил с ним об этом. Когда-то Ежов
пожаловался Сталину, что какой-то его бывший соратник по Политбюро под пытками
не сознается, что он эскимосско-мексиканский шпион. "Продолжайте. Сознается."
Через месяц Ежов опять докладывает: "Не сознается - упрямится". "Ничего.
Продолжайте, сознается." Через месяц все повторяется. И еще через месяц. Ежов не
выдержал, полюбопытствовал: "Товарищ Сталин, почему вы уверены, что он
сознается?" Гений ответил вопросом: "Как думаешь, Ежов, сколько весит
государство?" Тот опешил. Напрягся, лоб наморщил. Развел руками: "Не знаю..."
Отец народов мудро разъяснил: "Государство много весит. Вот и представь, товарищ
Ежов: на одной чаше весов твой подследственный, а на другой - все наше
государство. Какая чаша перевесит? Правильно. И подследственный догадывается.
Так что продолжайте - сознается. Обязательно сознается".
На общий слух побольше общих слов
...Чаша перевесила. Цой пошел в шоу-бизнес Большого Совка. И пусть первым бросит
в него камень тот, кто сам безгрешен. Кому же не хочется порадовать родителей,
что у тебя "все, как у всех людей"? Кто откажется от оглушительных оваций на
стадионах и шепелявого шепота шин шикарной собственной машины? Об остальном Цой
в нашем последнем с ним разговоре сказал: "Как-нибудь прорвемся..." И сразу с
овациями у него все получилось.
Кстати, когда недавно Шевчуку вручали в сильно "упакованном" зале "Россия"
премию госэстрадного уровня "Овация", доски сцены Шевчука не выдержали, треснули
под ним, и он на глазах публики обрушился вместе с призом под сцену, в подпол. И
как тут не усмехнуться: "Андерграунд назад позвал!" Тем более что свежая легенда
гласит: когда Шевчук вторично вышел на "главную сцену российской эстрады", как
ее назвали ведущие, то она проломилась под Шевчуком вдругорядь, и он оказался в
подполье по-новой.
Но Шевчук шел по той стезе, где нынче выдают "Овации", не первым. А за Цоем.
Дикие деньги на "раскрут" в Цоя вбухали самого первого - почему? Гениев в
андерграунде, что ли, не хватало?
Хватало. Просто у шоу-бизнеса есть свои выверенные мерки. Из соратников Цоя в
раскрутку не годились, потому и доступа к массовой аудитории не получили:
Башлачев - в силу своей глубочайшей и тончайшей поэзии, Селюнин - из-за своей
философичности, Майк - по причине сверхобостренной исповедальности.
После Цоя, или почти одновременно с ним, совковый шоу-бизнес вложил деньги в
двух корифеев цоевского времени - в Гребенщикова и Шевчука. Но до популярности
Цоя они не дотягивают. Б.Г. оказался слишком кокетливым игрецом в слове и
музыке, а юные в "чересчур накрашенных" (фигурально говоря) подозревают
некоторую нутряную несвежесть, скажем так.
А от Шевчука уж очень духовито разило Высоцким. Вариант же Кинчева молодежь
относит скорее к области шоу и театра, ибо по песенному счету он размыт жанрово,
эклектичен и часто вторичен. К тому же юные всегда сторонятся мессианствующих
слишком лобово, нахрапом.
Итак, Цой вышел из подполья и сразу, естественно, попал под действие законов
всеохватного совкового шоу-бизнеса и главного из них: на общий слух - побольше
общих слов. Их в последних песнях перебор: "Мы заходили в дома, но в домах шел
снег. Мы ждали завтрашний день... В наших глазах звездная ночь..." Платил дань?
Возможно. Рынок жестче партцензуры дикутет правила игры. Многие, если не
большинство сподвижников Цоя по тогдашнему общероссийскому рок-движению, ныне
опопсовели. Его же остановила гибель.
Останься Цой в живых - как художник он был бы обречен. Попса с многодесятилетней
традицией разложения публики и личности артиста стала законодательницей нравов и
на рок-сцене.
Гибель не бывает лепотой - смерть всегда нелепа. И кирпич сам по себе никому как
было сказано, на голову не падает. И хорошего всегда мало, по словам Окуджавы, и
лучшим живется хуже, чем худшим, и у многих лучших жизнь короче, чем у иных.
Что-то во всем этом есть, какой-то закон природы проглядывает - бесчеловечный,
тревожащий, страшный. И люди боятся его понимать, отворачиваются, скрывают его
от себя и других - иначе зачем, например, могущественному ныне Артему Троицкому
понадобилось по ТВ на всю страну уверять, что кончать самоубийством у Саши
Башлачева не было никаких причин - ни творческих, ни социальных, ни
психологических. Получается: делать дураку нечего было - шагнул в окно.
"Убитых не было" - как писал в дни нашей юности Габриель Гарсия Маркес в
романе-притче о всех нас "Сто лет одиночества".
...Когда-то в песне "Война" Виктор Цой спел:
"Но кто-то станет стеной,
А кто-то плечом, под которым дрогнет стена".
Он не встроился в стену так
покорно, надежно и прочно, как требуется от каждого
кирпичика, чтобы стена была стеной. Он не стал стеной,
но не вышло стать и тем плечом, под напором которого она
дрогнула бы. Да и возможно это вообще?..
Но он стал именем на этой стене.
Алексей Дидуров, "Имя на стене",
"Новое Время"
|
|